суббота, 14 декабря 2013 г.

БИОГРАФИЯ АКИО МОРИТА (Создатель Sony Corp.)


Акио Морита является выдающимся изобретателем и создателем одной из ведущих компаний по производству радиоэлектроники, последние годы в своей компании он и занимал должность с необычным названием «основатель компании Sony Corp.». Благодаря мистеру Морита мир стал уважать товары, сделанные в Японии, которые до второй мировой войны ассоциировались у покупателей только с плохим качеством.
         Он родился 26 января 1921 года в семье, которая на протяжении 15 поколений довольно успешно занималась производством саке, и должен был, на правах старшего сына, стать продолжателем семейного дела. Но вместо этого, вопреки воле отца он в 1944 году окончил Императорский университет Осаки по специальности «физика».
         Морита-старший смог смириться с решением сына и отпустил его из семейного бизнеса, отдав, ему в помощники своего главного бухгалтера. Как оказалось, это было верное решение, но начиналась крупнейшая корпорация с капитала $500 в помещении сгоревшего универмага "Сирокия".
         Корпорация Sony (первоначальное название "Токио цусин кэнкусе" - Токийские научно-исследовательские лаборатории телекоммуникаций) была основана двумя бывшими военными инженерами - Акио Моритой и Масару Ибукой 7 мая 1946 года.
         Одним из первых изобретений отцов-основателей Сони была электрорисоварка. Но она так и осталась в одном экземпляре, т. к., на практике, рис в ней не получалось нормально приготовить. Пока шла работа над усовершенствованием этого прибора, а также разработка новых идей наличные удавалось  достать, продавая на "черном рынке" электрогрелки собственного производства.
         Затем пошли более сложные разработки, такие как, приставки к радиоприёмникам, позволяющие принимать коротковолновые станции. Сборка этих приборов, пользующихся хорошим спросом на «черном рынке», происходила под зонтом в здании с текущей крышей.
         Первым стоящим заказом стал микшерский пульт для радиостанции NHK. В офисе этой компании Масару Ибука впервые увидел американский магнитофон и легко уговорил Мориту, что они должны сделать такой-же. Но ленточные магнитофоны были диковинкой даже в США, естественно, никакой литературы по его устройству изобретателям найти было практически невозможно. Но всё же им удалось выяснить, что запись производится на ленту, представляющую собой пластиковую основу на которую нанесён магнитный материал.  Путём множества экспериментов инженерам удалось выбрать нужный реактив, который приобрести в послевоенной Японии было нереально. Но, несмотря на все трудности в 1950 году свет увидел первый катушечный магнитофон японского производства под названием G.
         Сразу же встала новая проблема – кто купит магнитофон весом 35 кг и стоимостью 170 тыс. иен?  Но и тут предпринимателям удалось найти выход. Морита после длительных и безуспешных попыток найти частного покупателя сумел сбыть магнитофон Верховному суду Японии,  которому остро не хватало стенографисток. После успешных переговоров удалось продать сразу 20 экземпляров.
         Через год в марте 1951 года появилась новая модель для домашнего пользования – «тип Н» массой 13 кг. А за «типом  Н» последовал усовершенствованный «тип Р». Тем самым открыв для компании Soni огромный рынок домашней бытовой техники.
         Также серьёзный скачок в развитии фирмы Мориты и Ибуки произошёл после выпуска ими миниатюрного радиоприёмника, который помещался в нагрудном кармане рубашки и мог обеспечить неплохое качество звука. Правда выпущенный в 1957 году транзистор не помещался в нагрудный карман, хоть и был самым маленьким приёмником в мире, но Морита нашёл выход. Специально для своих дилеров он заказал рубашки с немного увеличенными карманами.
         В это же время, рождается название фирмы, которое сохранилось до наших дней. Оно пошло от латинского слова «сонус» – звук. За слова sony и walkman  Морита позже отметят за развитие английского языка в Британском Королевском обществе искусств.  Хотя слово walkman придумал не он, а один из его работников, запустив рекламную кампанию с этим названием без согласования с шефом. Акио Морита приказал сменить название, когда услышал его, но было уже поздно.
         С первого дня модель плеера walkman пользовалась бешеным успехом, хотя весь отдел сбыта убеждал хозяина, в том, что такой плеер никто не будет покупать. Но и здесь чутьё не подвело великого предпринимателя, он взял на себя всю ответственность и приказал инженерам разрабатывать новинку при полном отсутствии маркетинговых исследований. Морита считал бессмысленным проводить рыночные исследования того что ещё не известно публике.
         Также Sony первыми выпустили транзисторный телевизор (1959 г.), первый телевизор на жидких кристаллах (1962 г.), первый бытовой видеомагнитофон (1964 г.) и первый компакт-диск (разработан совместно с Philips). На сегодняшний день капитал компании оценивается в 416 млрд. иен, в компании работают 21 тыс. человек.
         Помимо своих феноменальных успехов в бизнесе, Морита активно занимается спортом. В 40 лет он начал заниматься гольфом, в 50 - теннисом, в 60 - водными лыжами, а в возрасте 69 лет совершил свое первое погружение с аквалангом. А также не обходит своим вниманием политику. Например, написал книгу "Япония, могущая сказать "нет", в соавторстве с Синтаро Исихарой нынешним губернатором Токио.
         Морита, как и Соичиро Хонда считался бунтарём, который нарушал устоявшиеся веками традиции. Но, тем не менее, он как настоящий японский бизнесмен спокойно относился к потерям в начале деятельности фирмы ради последующей долгосрочной выгоды. Одной из главных аксиом Мориты была: "Доля рынка важнее, чем немедленная прибыль... Несмотря на некоторые отрицательные аспекты, конкуренция является ключевым фактором развития промышленности и технологии".
         Не смотря на то, что Морита занимает громкую должность «основателя» Sony Corp. фактически компания с 1994 года существует без участия великого бизнесмена и изобретателя. В наше время изменения на рынке электроники настолько значительны, что ориентироваться в них может только бизнесмены новой формации, и Акио Морита смог вовремя это почувствовать и отойти от дел передав своё дело молодому поколению. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий